Армия ши во многом строится по средневековому образцу (за неимением других примеров) и отсчитывается сверху вниз от лорда Дайфилла: он назначает командующих, те, в свою очередь, назначают глав отрядов. Структура выглядит примерно так: несколько всадников/всадников и пехотинцев составляют Копье, которым командует рыцарь-башелье (вымпел с одним или двумя сужающимися к краю хвостами); несколько Копий объединены в Знамя, во главе которого стоит рыцарь-баннерет (узкое прямоугольное знамя); несколько Знамен составляют Полк, подчиняющийся титулованному аристократу (редко барону, чаще графу или герцогу), обладающему полновесным гербовым стягом. Все Полки подчинены Главнокомандующему (дословно "Лорду Войны"), на место которого был выбран лорд Дайфилл. Сейчас дела таковы, что барон, граф и даже герцог, неспособные собрать собственный полк, вполне могут служить под командованием другого барона, графа или герцога, а то и простого рыцаря, не роняя этим своей чести (хотя личное отношение может быть разнообразным).
Всё Сияющее Воинство держится на вассальных клятвах. Нельзя (можно, но тяжело, недолго и Очень Подозрительно) сражаться в составе армии, будучи в данный момент времени ничьим вассалом. Нет клятвы - нет уверенности в том, что ты не сбежишь, не предашь, не займешься намеренным вредительством и не поставишь личные цели выше целей Воинства. Нет сюзерена - ты не в системе, ты изгой, отщепенец или смутьян, ничем не лучше безумных простолюдинов, не желающих подчиняться истинному порядку вещей, в котором у каждого есть свое место, подтвержденное самой Грёзой.
Необязательно клясться своему непосредственному командиру - можно присягнуть своему баннерету, командиру полка или самому лорду Дайфиллу - и далее подчиняться непосредственному начальству по приказу сюзерена. Все цепочки клятв в любом случае замыкаются на Главнокомандующего. Широкое распространение получила добавленная к клятве формулировка "до окончания войны".
Такая система дает большое преимущество в дисциплине, но как только копье/знамя/полк/армия лишается своего главы, начинается неразбериха, и боевое объединение рассыпается на составляющие. Потом система отстраивается заново, переформируются отряды, назначаются новые командиры - но сделать это прямо на поле боя практически невозможно. В том числе поэтому прикрыть собой командира - не праздное геройство.
Приношу сюда общую формулировку клятвы верности и ответной на нее клятвы закона. Менять формулировки, оставляя суть - можно.
читать дальше
Если армия ши организуется сверху вниз, то войско простолюдинов, напротив, начинало строиться снизу вверх: собиралась банда из 3-10 фей, вычленяла из себя лидера и шла бить ненавистных захватчиков. Несколько таких банд могли объединяться и координировать свои действия, могли не объединяться и не координировать. Перед крупными сражениями лидеры сходились обсудить общую стратегию, а после снова расходились кто куда. Немало было и одиночек, не причислявших себя ни к одной из банд. Потом, примерно спустя полгода от начала войны, появился генерал Калин - тролль, не по наслышке имевший представление о войне и армейской структуре. Он, руководствуясь примером армии США, навел среди простолюдинов некое подобие порядка и дисциплины, но довольно сложно быть пастухом кошек, тем более, когда, считай, единственным методом дисциплинарного взыскания остаются воспитательные беседы. Справедливости ради, воспитательные беседы делали свое дело неплохо, так как все (или почти все) коты этого стада были действительно объединены общей целью и общей идеей.
Уже почти три года армия простолюдинов выглядит так:
1. ты решаешь, что хочешь и должен воевать => ты присоединяешься к уже существующему отряду и подчиняешься его главарю;
2. ты решаешь, что хочешь и должен воевать => ты собираешь собственный отряд и сам становишься главарем => ты даешь знать о своем отряде командующим армией (генералы Калин, Лирос, Топаз, etc.) и подчиняешься их приказам. Если о твоем отряде не знают, его не учитывают в планировании сражений, а за бессистемные действия на поле боя можно и от своих хорошенько получить. Отказываясь подчиняться командованию армии, ты ослабляешь эту армию и еще более отдаляешь победу.
3. ты решаешь, что хочешь и должен воевать => ты решаешь действовать в одиночку/организовывать (или помогать организовывать) сопротивление на захваченных территориях => ты никому не подчиняешься, но и с большой вероятностью не участвуешь в битвах (скорее всего потому, что не знаешь об их подготовке)
Если твой отряд разбит, если ты критически разошелся во взглядах со своим командиром, если ты по любой другой причине остался без отряда, но желаешь продолжать сражаться за Свободу, ты оказываешься в начале любой из этих цепочек.
В простолюдинской армии нет общепринятой системы званий - каждый отдельный отряд волен назваться хоть ротой, хоть когортой, хоть батальоном. Для удобства лидеров отрядов часто зовут капитанами (капитан может назначить лейтенантом второе лицо в отряде, если размер отряда это позволяет); лидеров больших отрядов, дробящихся на меньшие подразделения - полковниками; координаторов большого количества крупных и мелких отрядов - генералами. Генералом-главнокомандующим сейчас является тролль Лирос.
Генерал или полковник может разжаловать командира отряда за какой-то совсем уж несуразный проступок, но в целом все понимают, что вся эта система держится исключительно на свободной воле, общем желании достичь победы и личном уважении к командующим.
Всё это настолько хаотично, что и системой может называться только с определенной натяжкой, однако при потере любого бойца, независимо от его ранга, войско не распадется - всегда найдется, кому поднять упавшее знамя.