В тексте использованы фрагменты вольного перевода книг Changeling: the Dreaming C20, War in Concordia и Book of Lost Houses
В начале 1990х подменыши всех социальных групп ощутили, что
добывать Гламур стало заметно легче, чем в былые дни. Технологический прогресс набирал обороты, упрощая жизнь как смертным, так и феям. Мобильные телефоны, всё более навороченные компьютеры и доступ в интернет стали неотъемлемой частью жизни; возросло число международных путешествий. Если в 1960х в пользу Грёзы работала свобода мысли, то источником Гламура ранних 1990х стало чувство сплочённости, усилившееся среди смертных.
Но прошло немного времени, и тьма вновь подняла свою уродливую голову, наполнив Грёзу Гламуром, порождённым гораздо более мрачной и злой силой. Война в Персидском Заливе, гражданская война в Югославии, военные действия в Косово и геноцид в Руанде - всего лишь несколько из множества событий, питавших людские кошмары и ужасы. Так же, как космическая гонка в свое время повлияла на человеческое сознание, частота и ощущение близости военных конфликтов теперь подпитывали тьму в Грёзе.
Кроме того, как среди людей и Расточителей, так и среди некоторых созданий Грёзы всё большую популярность приобретала вера в Конец Света, приближающийся вместе с рубежом тысячелетий. Бесконечная Зима, Геенна, Рагнарёк - их боялись, их ждали и, в случае самых отчаянных фанатиков, их жаждали приблизить. Грёза откликнулась и на эти мечтания:
на исходе зимы 1998 года без каких-либо предупреждений и предзнаменований небеса, казалось, разверзлись, и все, кто обладал химерическим зрением, могли увидеть багровое солнце, заливающее мир зловещим алым светом, напоминающим кровь. Мудрецы назвали его
Оком Балора, памятуя о погибшем короле Фоморов, чей могущественный народ ныне заключённ в Грёзе. Из-за предположений, что Тёмные Древние вернутся, что «око» на самом деле является предвестником Долгой Зимы, среди китейнов вспыхнула паника. Впрочем, неделю спустя это второе солнце исчезло, но оно успело оставить свой след в обществе подменышей и внушить многим ощущение последних дней перед концом света.
Читать дальше.Тогда же, в сиянии багровой звезды, на Земле стали появляться первые представители благородных Домов, которых не встречали в Мире Осени сотни лет: Эйзин и Варич, Дайреанн и забытые всеми Бомайн, а также те феи Скатах, что в своё время предпочли волшебный свет Аркадии тлену Осенних земель. Их возвращение не было отмечено сияющей кавалькадой, пронесшейся по небу подобно той, что видели в первую ночь Воссоединения - они просто появлялись тут и там в течение года или двух, считая от восхода багрового солнца. Красные шапки и Неблагие феи многих китов восприняли это - и кровавый свет Ока Балора, и пришествие незваных гостей - как знак к нападению на Аркадианских ши, как будто Война Соответствия так и не закончилась; другие стремились укрепить дружеские связи перед лицом смертельной опасности. Однако гражданской войны удалось избежать благодаря своевременному вмешательству Дэвида Ардри и его эмиссаров. Трон Тара-Нар еще не был пуст.
Казалось, что конец миллениума в конце концов будет счастливым для подданных Конкордии, когда Высокий Король Дэвид встретил прекрасную Фэйрилит из Дома Эйлунд. Но роман, закруживший их водоворотом любовных страстей, окончился трагедией. В самым начале своего большого тура по Конкордии, в котором Дэвид намеревался представить подданным новую Королеву, Высокий Король бесследно исчез в Королевстве Ив, прямо из дворца короля Мэйлиджа, дяди и стража Фэйрилит. Слухи об убийстве и похищении не заставили себя ждать. Одни обвиняли новую Высокую Королеву, другие – некие тайные организации, а некоторые даже Регента Морвен. Однако и среди воцарившегося хаоса возникла надежда – в лице рассказчика эшу по имени Сиф.
В ту же ночь, как исчез Высокий Король, Калибурн материализовался в покоях Сифа и передал своё желание вновь воссоединиться с хозяином. Движимый верностью своему демократичному королю и любовью к нему, Сиф встретился с Высокой Королевой и её советниками, которые засвидетельствовали поручение, возложенное на эшу самой Грёзой. Фэйрилит посвятила Сифа в рыцари, благословив его на поиски Дэвида и раскрытия загадки его исчезновения. После она завершила тур по Конкордии, но вместо возвращения в Тара-Нар разместила свой двор в Королевстве Ив, где чувствовала себя более защищённой.
С пропажей Дэвида в Конкордии начались беспокойные времена, грозящие вновь бросить королевство в гражданскую войну. Различные группы подменышей выдвигали своих, по большей части неизвестных, кандидатов на трон. Иногда среди них попадались и простолюдины. Принцесса Ленора, леди из Дома Дугал, которую Дэвид назвал своей наследницей в конце 1980х, получила поддержку Королевы Мэб, опасавшейся, что годы, проведенные за плечом Дэвида, не позволят Регенту Морвен передать трон юной преемнице. Обе, и Морвен, и Мэб, отказались признавать Фэйрилит Высокой Королевой, и Мэб настаивала на причастности Фэйрилит к исчезновению Дэвида. Морвен, с другой стороны, отказалась передать трон Леноре, поскольку из горячей любви к брату утверждала, что о новом правителе речь зайдет лишь тогда, когда и если будет подтверждена смерть Дэвида. С тремя королевами, претендующими на один трон, раскол стал неизбежен, в том числе внутри как Благого, так и Неблагого Дворов.
Положение в стране не могло не повлечь за собой волны оживленных дебатов в Парламенте Грёз, но чем дольше шли обсуждения, тем больше появлялось разрозненных точек зрения. Одно время простолюдины и аристократы успешно проводили совместные заседания, но увеличивающееся количество конфликтов с применением физической силы и уменьшающееся количество присутствующих заседателей в конце концов заставили Высокого Лорда Ариадна, главу Дома Эйлунд, распустить Парламент Грёз на неопределённый срок.
Беспокойства и волнения коснулись не только верхушки власти. На исчезновение короля все отреагировали по-своему: пока одни аристократы продолжали держать свои клятвы и защищать простолюдинов, доверившихся им, многие другие бароны и графы стали настороженны и недоверчивы в присутствии своих подданных. Фригольды, ранее принимавшие всех нуждающихся в гостеприимстве, обзавелись защитой и стали напоминать крепости, а простолюдины, желающие войти, столкнулись с необходимостью миновать стражей, избавлявших гостей от всего, что могло сойти за оружие. Владельцы фригольдов с тродами стали устанавливать «правила прохода» для простолюдинов. Вскоре некоторые из аристократов начали собирать Остатки в качестве пошлин с желавших пройти через их земли и ступить на их троды, а потом и с тех, кто просто жил на их земле. Многие стали требовать клятвы верности со всех простолюдинов, проживающих на их землях.
Многие простолюдины, опасаясь наказаний в случае неповиновения, исполняли все условия своих аристократов и приносили клятвы верности. Другие всеми силами увиливали, кормили аристократов отговорками, прятались от стражи, даже использовали Искусства, чтобы избежать нововведённых мер. Феи третьей группы просто отказывались принимать новые порядки, снимались с насиженных мест и выходили на дороги, ставя себя вне закона «своих» титулованных господ.
События 11 сентября 2001 года стали пусковым крючком для мрачного подобия Воссоединения, вдохновлённого посадкой на Луну — Грёза отозвалась на них волной кошмаров, прошедшей по королевствам, открывшей давно забытые тропы и темницы, невиданные и неслыханные со времён Раскола. По всему миру вновь стали открываться троды, и в Мир Осени хлынули таллэйны со своими приспешниками, чтобы подготовить его к возвращению своих хозяев. Тёмный Гламур стал расползаться по миру, рождённый из подавленных грёз о мести, из застарелых свар, подогреваемый присутствием Тёмного Рода.
Ранней осенью 2005 года Высокий Лорд Ариадн по просьбе сэра Сифа впервые за годы созвал Парламент Грёз. Также прибыли все кандидаты на трон, уверенные в своей безопасности благодаря чарам Правления, накрепко наложенным на зал заседаний. Начавшееся мирно заседание быстро скатилось в свару и грозило перерасти в настоящую войну, когда двери зала распахнулись, открыв взорам всех присутствовавших проход в Грёзу. И сэр Сиф провозгласил: «Как это свершалось в прошлом во времена великой нужды, так свершится и ныне. Узрите! Ваш истинный король вернулся!»
В сопровождении рыцаря эшу в зал вступил постаревший, но всё ещё царственный Дэвид, и прежде чем кто-нибудь успел опомниться, Фэйрилит бросилась в его объятия. В своей последующей речи Высокий Король обращался к китейнам с призывом объединиться и сражаться с возвращающимися кошмарами вместе; после этого он быстро покинул зал заседаний. Сэр Сиф отказался отвечать на посыпавшиеся вопросы об исчезновении Дэвида и о его спасении, утверждая, что эта история останется скрытой, покуда Грёза не подаст знак раскрыть её.
Вскоре Высокий Король встретился со своим народом, но чем дальше, тем больше времени он проводил в убежище в самом сердце своей крепости. Его царственное явление во время возвращения было лишь хорошо сыгранной ролью - несмотря на поддержку и любовь супруги, Дэвид так и остался сломленным, поражённым болезненными и хаотичными грёзами и видениями. Из-за его апатии основная власть в данный момент находится в руках Парламента Грёз. Принцесса Ленора, чтобы избежать дальнейших конфликтов, остаётся наследницей трона Конкордии до тех пор, пока Дэвид и Фэйрилит не обретут собственное дитя-ши. Но прошло уже больше десяти лет, а объявления о грядущем рождении принца или принцессы так и не прозвучало.
Наши дни.
Несмотря на слухи об участившихся нападениях диких химер и кошмаров, о появлении таллейнов, о грядущем возвращении Фоморов, в основном в Конкордии ещё (кажется) всё спокойно. Казалось бы, Гламур пока перестал истощаться, огонь в Очагах прекратил нервно приплясывать и ослабевать, а аристократы и простолюдины остановили распри в надежде на то, что снова могут довериться мудрым указам из Тара-Нар, хотя нет никакой гарантии, что этот хрустальный замок сможет долго простоять под собственным весом. Король Дэвид вернулся и царствует, мир не проваливается в тартарары здесь и сейчас, на смену холодной осени временно пришло тёплое индейское лето, и если в каком-то углу Конкордии всё же происходят какие-то неприятности — то когда их не случалось?
Краткая хронология
- Февраль 1998 – в небе неделю стоит химерическое багровое солнце, названное Оком Балора; начинают возвращаться Дома Второго Пришествия.
- 6 июня 1998 – пропажа Дэвида, начало его поисков. Фэйрилит и Морвен объявляют о своих намерениях.
- Ленора отправляется ко двору Мэб. Фэйрилит продолжает тур по Конкордии в качестве акта веры в то, что её супруг жив.
- Январь 2000 – Парламент Грёз собирается снова, чтобы попытаться решить вопрос престолонаследия. После нескончаемых дебатов члены парламента готовы вцепиться друг другу в глотки, явного претендента нет, парламент расколот на дюжину фракций.
- Сентябрь 2001 — Грёзу захлёстывает волна тёмного Гламура, в Мир Осени приходит больше кошмаров и таллэйнов.
- Сентябрь 2005 — по просьбе сэра Сифа Высокий Лорд Ариадн вновь созывает Парламент Грёз. Возвращение Короля Дэвида.